Обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административную ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

За период с 01 января 2022 года по 30 марта 2022 года на судебный участок № 3 города Бузулука Оренбургской области поступило 5 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых 5 лиц признаны виновными в совершении вышеуказанного правонарушения, назначено наказание в виде обязательных работ.

Правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является длящимся, и один из обязательных критериев объективной стороны правонарушения – срок неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства.

Для привлечения лица к административной ответственности неуплата алиментов должна осуществляться в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Под правильным исполнением судебного акта подразумевается его исполнение в точном соответствии с тем способом и порядком его исполнения, которые определены законодательством и самим судебным актом.

Неуплата алиментных платежей в установленные сроки, а также оплата не в полном объеме, то есть не в том объеме, который определен судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, является неуплатой средств в нарушение судебного акта или указанного соглашения; то есть в нарушение того способа и порядка исполнения, который определен исполнительным документом.

Таким образом, под нарушением, о котором идет речь в ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут пониматься нарушения порядка исполнения исполнительного документа, которое выражается в виде неуплаты алиментов в полном объеме, уплаты алиментов не в полном объеме и уплаты алиментов с нарушением сроков их оплаты.

Неуплата алиментов в полном объеме. При этом последующие действия по погашению задолженности не являются основанием для непривлечения виннового лица к административной ответственности.

Вместе с тем, факт неоплаты алиментных платежей не является основанием для привлечения к административной ответственности при наличии уважительных причин.

В качестве уважительных причин, препятствующих привлечению к административной ответственности, может рассматриваться, например, факт нахождения у должника детей, на которых решением суда взысканы алиментные платежи, на его иждивении.

Правонарушения, предусмотренные ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены выявлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица Федеральной службы судебных приставов России.

При выявлении признаков состава административного правонарушения должностное лицо ФССП России составляет протокол об административном правонарушении, при этом обязательным является участие лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку указанный протокол должен быть рассмотрен и решение по нему должно быть принято в день составления протокола.

В протоколе об административном правонарушении, кроме прочего, должны быть указаны такие обязательные сведения (ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а именно: дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а именно: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации и фактического места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие; обстоятельства совершения административного правонарушения, а именно: место, время совершения и событие административного правонарушения; часть статьи и статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность; объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело.

Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны мировым судьям (ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вместе с протоколом об административном правонарушении в суд, рассматривающий дело, представляются доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности.

Обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях показывает, что дела, поступившие на судебный участок № 3 города Бузулука Оренбургской области рассмотрены, с соблюдением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.