Обобщение судебной практики по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на судебном участке №3 города Бузулука Оренбургской области за 2024 год

В соответствии с планом работы судебного участка проведено изучение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на судебном участке №3 города Бузулука Оренбургской области.

Целью настоящего обобщения является изучение практики рассмотрения административных дел по ч. 1 и ч. 4 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и внесение предложений по предупреждению административных правонарушений данной категории.

За 12 месяцев 2024 года на судебный участок поступило 1023 дела об административных правонарушениях, из них 389 составляют дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 КоАП РФ, что составляет 38 % от общего количества поступивших административных дел (373 дела за совершение правонарушения по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ и 16 дел за совершение правонарушения по ч.4 ст.20.25 КоАП РФ).

Положениями части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Из системного толкования части 1 статьи 20.25 и статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты административного штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности.

Согласно п.12 ч. 5 ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановления о наложении административных штрафов, а по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями, протоколы составляют судебные приставы-исполнители. Кроме того, дела о нарушениях по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы (п.5 ч.5 ст.28.3).

За 12 месяцев 2024 года (по состоянию на 28 декабря 2024 года) на судебный участок поступило 1023 дела об административных правонарушениях, из них 373 дела за совершение правонарушения по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что составляет 36,5 % от общего количества поступивших административных дел.

Наибольшее количество протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направляются на рассмотрение мировому судье из МО МВД России «Бузулукский».

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В качестве вида наказания в большинстве случаев, суд, учитывая материальное положение правонарушителя, его мнение по назначению вида наказания, наличие смягчающих обстоятельств назначил административный штраф (по 299 делам).

Так, в августе 2024 г. в отношении жителя г. Бузулука было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему были разъяснены порядок и сроки уплаты административного штрафа, а также ответственность, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за неуплату штрафа. Однако данные требования законодательства были им проигнорированы. По истечении шестидесятидневного срока с момента вступления постановления в законную силу сведения об уплате штрафа в орган, вынесший постановление по делу об административном правонарушении, не поступили. В связи с чем в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, материал направлен в суд. Мировым судьей судебного участка № 3 города Бузулука Оренбургской области было вынесено постановление, согласно которому за совершенное административное правонарушение назначено наказание в виде штрафа в двойном размере.

Следует отметить, что в связи с отсутствием у должника постоянного места работы и источника дохода, суд применяет такой вид наказания как административный арест, так за 12 месяцев 2024 года административный арест назначен 12 лицам.

При назначении административного наказания суд руководствуется общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности (ч. 1 ст. 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В указанный период дела об административных правонарушениях предусмотренных ст.20.25 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обжаловались.

На основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено производство по 3 делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За 12 месяцев 2024 года 10 дел об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвращено в орган, составивший протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков.

За 12 месяцев 2024 года 23 дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях передано по подведомственности.

Все дела рассмотрены с соблюдением правил подсудности, т.е. по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности.

В правоприменительной практике при рассмотрении дел указанной категории возникают следующие проблемы:

Санкция данной статьи предусматривает такую меру наказания как административный арест. Частью 4 ст.29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено рассмотрение дел данной категории в день получения протокола.

В соответствии со ст.29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является место жительства правонарушителя. Таким образом, в случае совершения лицом правонарушения по неуплате штрафа по постановлению органа, находящегося в другом населенном пункте или регионе, протокол об административном правонарушении передаётся судье в нарушение п. 1 ст. 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть не немедленно после составления протокола, а направляется по почте. Получение мировым судьёй по почте протокола, по которому предусмотрено наказание в виде административного ареста делает проблематичным выполнение требования ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о рассмотрении протокола в день его получения.

В соответствии с частью 4 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от отбывания обязательных работ влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей (часть 1 статьи 3.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 8 статьи 109.2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае уклонения должника от отбывания обязательных работ, выразившегося в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 12 статьи 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что в случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 данного Кодекса.

Из системного толкования приведенных норм следует, что ч. 8 ст. 109.2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ носит бланкетный характер и отсылает к правилам исполнения административного наказания в виде обязательных работ, закрепленным в ч. 12 ст. 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, объективная сторона названного административного правонарушения характеризуется действиями лица, которому назначен этот вид административного наказания, выразившимися в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает этот вид наказания (ч. 12 ст. 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

За 12 месяцев 2024 года мировым судьей судебного участка № 3 города Бузулука Оренбургской области рассмотрено 16 дел об административном правонарушении по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, из которых:

- 12 дел рассмотрено по существу с назначением наказания в виде административного ареста;

- 1 дело рассмотрено по существу с назначением наказания в виде административного штрафа;

- 3 дела прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Так, в октябре 2023 г. в отношении жительницы г. Бузулука было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, ей были разъяснены порядок и сроки отбывания обязательных работ, а также ответственность, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за уклонение от отбывания назначенного наказания. Однако бузулучанка от отбывания обязательных работ уклонялась, что выразилось в неоднократном невыходе на обязательные работы без уважительных причин. Мировым судьей судебного участка № 3 города Бузулука Оренбургской области вынесено постановление о назначении наказания в виде административного ареста сроком на 1 сутки.

В апелляционной инстанции постановления не обжаловались, вступили в законную силу.

Выводы: Проведенный анализ показал, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются мировым судьей с соблюдением сроков рассмотрения дел, процессуальные нормы применяются правильно и единообразно.